Подробно о реактивности

Мы уже разобрали большую часть основ, так что пришло время нырнуть поглубже! Одна из наиболее примечательных возможностей Vue — это ненавязчивая реактивность. Модели представляют собой простые JavaScript-объекты. По мере их изменения обновляется и представление данных, благодаря чему управление состоянием приложения становится простым и очевидным. Тем не менее, у механизма реактивности есть ряд особенностей, знакомство с которыми позволит избежать распространённых ошибок. В этом разделе руководства мы подробно рассмотрим низкоуровневую реализацию системы реактивности Vue.

Как отслеживаются изменения

Когда простой JavaScript-объект передаётся в экземпляр Vue в качестве опции data, Vue обходит все его поля и превращает их в пары геттер/сеттер, используя Object.defineProperty. Эта возможность появилась в JavaScript только начиная с версии ES5, и в более ранних версиях её эмулировать не получится — по этой-то причине Vue и не поддерживает IE8 и ниже.

Геттеры и сеттеры не видны пользователю, но именно они являются тем внутренним механизмом, который позволяет Vue отслеживать зависимости и изменения данных. К сожалению, при таком подходе выведенные в консоль браузера геттеры и сеттеры выглядят не так, как обычные объекты, поэтому для более наглядной визуализации лучше использовать инструменты разработчика Vue-devtools.

К каждому экземпляру компонента приставлен связанный с ним экземпляр наблюдателя, который помечает все поля, затронутые при отрисовке компонента, как зависимости. В дальнейшем, когда вызывается сеттер поля, помеченного как зависимость, этот сеттер уведомляет наблюдателя, который, в свою очередь, инициирует повторную отрисовку компонента.

Цикл реактивности

Особенности отслеживания изменений

Вследствие ограничений JavaScript, есть виды изменений, которые Vue не может обнаружить. Однако существуют способы обойти их, чтобы сохранить реактивность.

Для объектов

Vue не может обнаружить добавление или удаление свойства. Так как Vue добавляет геттер/сеттер на этапе инициализации экземпляра, свойство должно присутствовать в объекте data для того чтобы Vue преобразован его и сделал реактивным. Например:

var vm = new Vue({
  data: {
    a: 1
  }
})
// теперь `vm.a` — реактивное поле

vm.b = 2
// `vm.b` НЕ реактивно

Во Vue нельзя динамически добавлять новые корневые реактивные свойства в уже существующий экземпляр. Тем не менее, можно добавить реактивное свойство во вложенные объекты, используя метод Vue.set(object, propertyName, value):

Vue.set(vm.someObject, 'b', 2)

Также можно использовать метод экземпляра vm.$set, который представляет собой псевдоним к глобальному Vue.set:

this.$set(this.someObject, 'b', 2)

Иногда нужно добавить несколько свойств в существующий объект, например, с помощью Object.assign() или _.extend(). Если так поступить, добавленные свойства не станут реактивными. Для решения этой задачи придётся создать новый объект, содержащий поля как оригинального объекта, так и объекта-примеси:

// вместо `Object.assign(this.someObject, { a: 1, b: 2 })`
this.someObject = Object.assign({}, this.someObject, { a: 1, b: 2 })

Для массивов

Vue не может отследить следующие изменения в массиве:

  1. Прямую установку элемента по индексу: vm.items[indexOfItem] = newValue
  2. Явное изменение длины массива: vm.items.length = newLength

Например:

var vm = new Vue({
  data: {
    items: ['a', 'b', 'c']
  }
})
vm.items[1] = 'x' // НЕ РЕАКТИВНО
vm.items.length = 2 // НЕ РЕАКТИВНО

Решить первую проблему можно двумя способами, оба дадут эффект аналогичный vm.items[indexOfItem] = newValue, плюс запустят реактивные обновления состояния приложения:

// Использовать Vue.set
Vue.set(vm.items, indexOfItem, newValue)
// Использовать Array.prototype.splice
vm.items.splice(indexOfItem, 1, newValue)

Можно использовать метод экземпляра vm.$set, который является псевдонимом для глобального Vue.set:

vm.$set(vm.items, indexOfItem, newValue)

Для решения второй проблемы используйте splice:

vm.items.splice(newLength)

Объявление реактивных свойств

Поскольку Vue не позволяет динамически добавлять корневые реактивные свойства, это означает, что все корневые поля необходимо инициализировать изначально, хотя бы пустыми значениями:

var vm = new Vue({
  data: {
    // объявляем поле message, содержащее пустую строку
    message: ''
  },
  template: '<div>{{ message }}</div>'
})
// впоследствии задаём значение `message`
vm.message = 'Привет!'

Если не задать поле message в опции data, Vue выведет предупреждение, что функция отрисовки пытается получить доступ к несуществующему свойству.

Существуют технические причины для этого ограничения: оно позволяет исключить целый класс граничных случаев в системе учёта зависимостей, а также упростить взаимодействие Vue с системами проверки типов. Но более важно то, что с этим ограничением становится проще поддерживать код, так как теперь объект data можно рассматривать как схему состояния компонента. Код, в котором реактивные свойства компонента перечислены заранее, намного проще для понимания.

Асинхронная очередь обновлений

На всякий случай напомним, что во Vue обновление DOM выполняется асинхронно. Каждый раз, когда обнаруживается изменение в данных, создаётся очередь, которая используется в качестве буфера для этого и последующих изменений, происходящих в текущей итерации (“tick”) цикла событий. Если один и тот же наблюдатель срабатывает несколько раз, в очередь он попадёт всё равно лишь единожды. Благодаря использованию буфера и устранению дубликатов, вычисления и манипуляции DOM сводятся к минимуму. В следующей итерации цикла событий Vue разбирает очередь и выполняет актуальные (уже не содержащие дубликатов) обновления. На низком уровне для асинхронной постановки задач в очередь используются Promise.then, MutationObserver и setImmediate, а если они недоступны, то setTimeout(fn, 0).

Итак, если выполнить код vm.someData = 'новое значение', компонент не будет отрисован сразу же. Он обновится в следующей итерации при разборе очереди. Чаще всего эту особенность можно не принимать в расчёт, но иногда бывает нужно дождаться состояния, в которое DOM перейдёт после обновления данных. Хотя прямая манипуляция DOM нежелательна, а системы в целом предпочтительнее проектировать так, чтобы в них были первичные данные, иногда всё же её не избежать. Чтобы выполнить какой-нибудь код только после того, как завершится обновление DOM, можно передать коллбэк в метод Vue.nextTick(callback) после изменения данных. Он будет вызван после обновления DOM. Например:

<div id="example">{{ message }}</div>
var vm = new Vue({
  el: '#example',
  data: {
    message: '123'
  }
})
vm.message = 'новое сообщение' // изменяем данные
vm.$el.textContent === 'новое сообщение' // false
Vue.nextTick(function () {
  vm.$el.textContent === 'новое сообщение' // true
})

Существует также метод экземпляра vm.$nextTick(), особенно подходящий для использования внутри компонентов, поскольку он не требует обращения к глобальной переменной Vue, а также автоматически связывает контекст this коллбэка с текущим экземпляром Vue:

Vue.component('example', {
  template: '<span>{{ message }}</span>',
  data: function () {
    return {
      message: 'не обновлено'
    }
  },
  methods: {
    updateMessage: function () {
      this.message = 'обновлено'
      console.log(this.$el.textContent) // => 'не обновлено'
      this.$nextTick(function () {
        console.log(this.$el.textContent) // => 'обновлено'
      })
    }
  }
})

Поскольку $nextTick() возвращает Promise, вы можете достичь того же, используя новый синтаксис async/await из ES2017:

methods: {
  updateMessage: async function () {
    this.message = 'обновлено'
    console.log(this.$el.textContent) // => 'не обновлено'
    await this.$nextTick()
    console.log(this.$el.textContent) // => 'обновлено'
  }
}

Reactivity in Depth

Now it’s time to take a deep dive! One of Vue’s most distinct features is the unobtrusive reactivity system. Models are just plain JavaScript objects. When you modify them, the view updates. It makes state management simple and intuitive, but it’s also important to understand how it works to avoid some common gotchas. In this section, we are going to dig into some of the lower-level details of Vue’s reactivity system.

How Changes Are Tracked

When you pass a plain JavaScript object to a Vue instance as its data option, Vue will walk through all of its properties and convert them to getter/setters using Object.defineProperty. This is an ES5-only and un-shimmable feature, which is why Vue doesn’t support IE8 and below.

The getter/setters are invisible to the user, but under the hood they enable Vue to perform dependency-tracking and change-notification when properties are accessed or modified. One caveat is that browser consoles format getter/setters differently when converted data objects are logged, so you may want to install vue-devtools for a more inspection-friendly interface.

Every component instance has a corresponding watcher instance, which records any properties “touched” during the component’s render as dependencies. Later on when a dependency’s setter is triggered, it notifies the watcher, which in turn causes the component to re-render.

Reactivity Cycle

Change Detection Caveats

Due to the limitations of modern JavaScript (and the abandonment of Object.observe), Vue cannot detect property addition or deletion. Since Vue performs the getter/setter conversion process during instance initialization, a property must be present in the data object in order for Vue to convert it and make it reactive. For example:

var vm = new Vue({
data: {
a: 1
}
})
// `vm.a` is now reactive
vm.b = 2
// `vm.b` is NOT reactive

Vue does not allow dynamically adding new root-level reactive properties to an already created instance. However, it’s possible to add reactive properties to a nested object using the Vue.set(object, key, value) method:

Vue.set(vm.someObject, 'b', 2)

You can also use the vm.$set instance method, which is an alias to the global Vue.set:

this.$set(this.someObject, 'b', 2)

Sometimes you may want to assign a number of properties to an existing object, for example using Object.assign() or _.extend(). However, new properties added to the object will not trigger changes. In such cases, create a fresh object with properties from both the original object and the mixin object:

// instead of `Object.assign(this.someObject, { a: 1, b: 2 })`
this.someObject = Object.assign({}, this.someObject, { a: 1, b: 2 })

There are also a few array-related caveats, which were discussed earlier in the list rendering section.

Declaring Reactive Properties

Since Vue doesn’t allow dynamically adding root-level reactive properties, you have to initialize Vue instances by declaring all root-level reactive data properties upfront, even with an empty value:

var vm = new Vue({
data: {
// declare message with an empty value
message: ''
},
template: '<div>{{ message }}</div>'
})
// set `message` later
vm.message = 'Hello!'

If you don’t declare message in the data option, Vue will warn you that the render function is trying to access a property that doesn’t exist.

There are technical reasons behind this restriction - it eliminates a class of edge cases in the dependency tracking system, and also makes Vue instances play nicer with type checking systems. But there is also an important consideration in terms of code maintainability: the data object is like the schema for your component’s state. Declaring all reactive properties upfront makes the component code easier to understand when revisited later or read by another developer.

Async Update Queue

In case you haven’t noticed yet, Vue performs DOM updates asynchronously. Whenever a data change is observed, it will open a queue and buffer all the data changes that happen in the same event loop. If the same watcher is triggered multiple times, it will be pushed into the queue only once. This buffered de-duplication is important in avoiding unnecessary calculations and DOM manipulations. Then, in the next event loop “tick”, Vue flushes the queue and performs the actual (already de-duped) work. Internally Vue tries native Promise.then and MutationObserver for the asynchronous queuing and falls back to setTimeout(fn, 0).

For example, when you set vm.someData = 'new value', the component will not re-render immediately. It will update in the next “tick”, when the queue is flushed. Most of the time we don’t need to care about this, but it can be tricky when you want to do something that depends on the post-update DOM state. Although Vue.js generally encourages developers to think in a “data-driven” fashion and avoid touching the DOM directly, sometimes it might be necessary to get your hands dirty. In order to wait until Vue.js has finished updating the DOM after a data change, you can use Vue.nextTick(callback) immediately after the data is changed. The callback will be called after the DOM has been updated. For example:

<div id="example">{{ message }}</div>
var vm = new Vue({
el: '#example',
data: {
message: '123'
}
})
vm.message = 'new message' // change data
vm.$el.textContent === 'new message' // false
Vue.nextTick(function () {
vm.$el.textContent === 'new message' // true
})

There is also the vm.$nextTick() instance method, which is especially handy inside components, because it doesn’t need global Vue and its callback’s this context will be automatically bound to the current Vue instance:

Vue.component('example', {
template: '<span>{{ message }}</span>',
data: function () {
return {
message: 'not updated'
}
},
methods: {
updateMessage: function () {
this.message = 'updated'
console.log(this.$el.textContent) // => 'not updated'
this.$nextTick(function () {
console.log(this.$el.textContent) // => 'updated'
})
}
}
})