Управление состоянием приложения

Официальная Flux-подобная библиотека

Сложность больших приложений нередко разрастается из-за распределения кусочков состояния по многим компонентам и связям между ними. Для решения этой проблемы, Vue предлагает Vuex: нашу собственную библиотеку управления состоянием, вдохновлённую языком Elm. Она даже интегрируется с Vue-devtools, из коробки давая доступ к функционалу “машины времени”.

Информация для React-разработчиков

Если вы переходите на Vue с React, может быть интересно, как связаны Vuex и Redux, являющийся наиболее популярной имплементацией Flux в React-экосистеме. Redux агностистичен по отношению к слою представления, так что его можно напрямую использовать со Vue, применив простые байндинги. Vuex же знает, что работает с приложением Vue, что позволяет достичь лучшей интеграции, использовать более интуитивно-понятный API и в результате делает разработку приятнее.

Простой контейнер состояния с нуля

Часто упускается из виду тот факт, что “источником истины” во Vue-приложениях является исходный объект data — экземпляры Vue всего лишь проксируют доступ к нему. Поэтому, состояние, которым должны совместно владеть несколько экземпляров, можно просто передать по ссылке:

const sourceOfTruth = {}
const vmA = new Vue({
data: sourceOfTruth
})
const vmB = new Vue({
data: sourceOfTruth
})

Теперь при любых изменениях sourceOfTruth обновится и vmA, и vmB. Подкомпоненты этих экземпляров также имеют доступ — используя this.$root.$data. Эффект “единого источника истины” достигнут, но отладка превратится в сущее мучение: любая часть данных может быть изменена любой частью приложения, в любой момент и без каких-либо следов.

Для решения этой проблемы, мы можем использовать простое хранилище:

var store = {
debug: true,
state: {
message: 'Hello!'
},
setMessageAction (newValue) {
this.debug && console.log('setMessageAction вызвано с ', newValue)
this.state.message = newValue
},
clearMessageAction () {
this.debug && console.log('clearMessageAction вызвано')
this.state.message = ''
}
}

Обратите внимание, что все действия, изменяющие состояние хранилища, сами помещены в него. Такой подход к централизированному управлению состоянием приложения облегчает понимание возможных изменений и источников их появления. Кроме того, если что-то пойдёт не так — у нас будет лог, по которому можно отследить последовательность действий, приводящую к возникновению бага.

Каждый экземпляр/компонент по-прежнему может иметь собственное, частное состояние:

var vmA = new Vue({
data: {
privateState: {},
sharedState: store.state
}
})
var vmB = new Vue({
data: {
privateState: {},
sharedState: store.state
}
})

Управление состоянием

Важно заметить, что никогда не стоит заменять оригинальный объект состояния в действиях — компоненты и хранилище должны ссылаться на один и тот же объект, иначе отследить изменения будет невозможно.

Если мы продолжим развивать концепцию, при которой компонентам запрещается прямое изменение состояния хранилища, а вместо этого предполагается обработка событий, указывающих хранилищу на необходимость выполнения тех или иных действий, мы можем прийти к архитектуре Flux. Плюсом такого подхода является возможность записи всех происходящих с хранилищем изменений, что позволяет применять продвинутые техники отладки, такие как логи изменений, слепки данных и “машину времени”.

Это вновь приводит нас к Vuex, так что если вы дочитали до этого места — пожалуй, пора его попробовать!

State Management

Official Flux-Like Implementation

Large applications can often grow in complexity, due to multiple pieces of state scattered across many components and the interactions between them. To solve this problem, Vue offers vuex: our own Elm-inspired state management library. It even integrates into vue-devtools, providing zero-setup access to time travel.

Information for React Developers

If you’re coming from React, you may be wondering how vuex compares to redux, the most popular Flux implementation in that ecosystem. Redux is actually view-layer agnostic, so it can easily be used with Vue via simple bindings. Vuex is different in that it knows it’s in a Vue app. This allows it to better integrate with Vue, offering a more intuitive API and improved development experience.

Simple State Management from Scratch

It is often overlooked that the source of truth in Vue applications is the raw data object - a Vue instance only proxies access to it. Therefore, if you have a piece of state that should be shared by multiple instances, you can share it by identity:

const sourceOfTruth = {}
const vmA = new Vue({
data: sourceOfTruth
})
const vmB = new Vue({
data: sourceOfTruth
})

Now whenever sourceOfTruth is mutated, both vmA and vmB will update their views automatically. Subcomponents within each of these instances would also have access via this.$root.$data. We have a single source of truth now, but debugging would be a nightmare. Any piece of data could be changed by any part of our app at any time, without leaving a trace.

To help solve this problem, we can adopt a store pattern:

var store = {
debug: true,
state: {
message: 'Hello!'
},
setMessageAction (newValue) {
if (this.debug) console.log('setMessageAction triggered with', newValue)
this.state.message = newValue
},
clearMessageAction () {
if (this.debug) console.log('clearMessageAction triggered')
this.state.message = ''
}
}

Notice all actions that mutate the store’s state are put inside the store itself. This type of centralized state management makes it easier to understand what type of mutations could happen and how are they triggered. Now when something goes wrong, we’ll also have a log of what happened leading up to the bug.

In addition, each instance/component can still own and manage its own private state:

var vmA = new Vue({
data: {
privateState: {},
sharedState: store.state
}
})
var vmB = new Vue({
data: {
privateState: {},
sharedState: store.state
}
})

State Management

It’s important to note that you should never replace the original state object in your actions - the components and the store need to share reference to the same object in order for mutations to be observed.

As we continue developing the convention where components are never allowed to directly mutate state that belongs to a store, but should instead dispatch events that notify the store to perform actions, we eventually arrive at the Flux architecture. The benefit of this convention is we can record all state mutations happening to the store and implement advanced debugging helpers such as mutation logs, snapshots, and history re-rolls / time travel.

This brings us full circle back to vuex, so if you’ve read this far it’s probably time to try it out!